Рассмотрим действия нанимателя и работника в случае выявления ущерба в процессе инвентаризации.
Для начала рассмотрим общие положения.
Начинается все с заключения трудового договора. Работник, подписывая трудовой договор (контракт) непременно найдет там пункт о заключении договора о коллективной материальной ответственности.
Очень рекомендуем нанимателю включать такой пункт в договор (контракт).
В свою очередь работник становится перед выбором: либо он подписывает договор и принимает все его условия – либо он не соглашается с таким пунктом.
Выбор осложняется тем, что наниматель вряд ли будет обсуждать условия типового договора (контракта) с работником. Скорее всего, договор не будет заключен.
Предположим, обе стороны выражают желание подписать трудовой договор. В этом случае вместе с договором стороны подписывают договор о коллективной материальной ответственности.
В таком договоре, как правило, содержится пункт о том, что работник принимает на себя ответственность по сохранности имущества нанимателя вверенного коллективу, так как становится членом этого коллектива.
Согласно п. 16 Положения о коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденного Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 г. № 54, при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.
Решение о заключении договора коллективной материальной ответственности принимается нанимателем.
В договоре о коллективной материальной ответственности также будет пункт устанавливающий осуществление участия с инвентаризации через своего представителя, которым является, как правило, руководитель коллектива.
На практике часто возникают вопросы у работника, почему они не были уведомлены о проходящей инвентаризации после их увольнения и почему они не участвовали в инвентаризации в период трудовых отношений с нанимателем.
Ответ довольно прост: обязанности извещать работников, прекративших трудовые отношения с нанимателем у последнего нет, а участие всех продолжающих трудовые отношения с нанимателем работников не представляется возможным.
Причин тому много. Во-первых – инвентаризация требует предельной внимательности, четкого разграничения обязанностей и свободного пространства. Если собрать всех работников всех смен в торговом центре для инвентаризации – то КПД от этого не только не поднимется – но и существенно упадет. Нужна спокойная рабочая обстановка.
Более того, не представляется возможным обеспечить бесперебойную работу торгового центра в таком случае.
Так как работникам – участвующим в инвентаризации приходится работать всю ночь. После чего им предоставляется выходной день.
Поэтому интересы коллектива представляет его руководитель при присутствии материально ответственных лиц (обычно 3-5 человек).
Важно отметить, что при смене руководителя коллектива (бригадира) или при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов от его первоначального состава договор должен быть перезаключен.
Более того считаем необходимым отметить право работников заявить об отводе членов коллектива, которые вызывают недоверие в том числе и руководителю.
Основанием для привлечения членов коллектива (бригады) к материальной ответственности является материальный ущерб, причиненный недостачей, подтвержденный инвентаризационной ведомостью.
В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» материальный ущерб, причиненный нанимателю, возмещается в полном объеме на условиях долевой ответственности путем распределения его между членами данного коллектива (бригады) пропорционально фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
Наниматель обязан обеспечить надлежащие условия для сохранности имущества и своевременно реагировать на заявления работников о необходимости устранения каких-либо препятствий к сохранению вверенных коллективу материальных ценностей.
Итак, наниматель издает приказ о проведении инвентаризации.
Предположим (а так оно и бывает в 99% случаев), в результате инвентаризации выявили недостачу (ущерб) и зафиксировали это в инвентаризационной ведомости.
Первое что следует сделать – собрать объяснительные работников о факте недостачи.
Как правило – работники пишут в объяснительной – что ничего о возникшей недостаче пояснить не могут.
Так как виновное лицо установить не представляется возможным – руководитель издает приказ о привлечении всех членов коллектива к материальной ответственности.
Сумма, подлежащая возмещению работником, рассчитывается пропорционально фактически отработанному им времени.
У всех продолжающих трудовые отношения с нанимателем работников будут произведены удержания из заработной платы, в соответствии с приказом о привлечении к материальной ответственности.
Увольнение до проведения инвентаризации либо до приказа о привлечении к материальной ответственности не является основанием для освобождения от ответственности.
Срок исковой давности для подачи заявления в суд о привлечении работника, прекратившего трудовые отношения с нанимателем, к коллективной материальной ответственности составляет 1 (один) год.
Обязательного претензионного порядка до подачи заявления в суд не установлено.
Однако не лишним будет со стороны нанимателя отправить претензию о возмещении ущерба, выявленного инвентаризацией. Это будет приветствоваться в суде.
Однако если претензия не дойдет до адресата, расстраиваться не стоит.
Как уже отмечалось выше – обязательного претензионного порядка нет.
В претензии стоит указать период, за который проведена инвентаризация и сумму долга – подлежащую оплате работником.
Если в претензионном порядке вопрос урегулировать не удалось – идем в суд.
Как правило – суммы госпошлины небольшие – поэтому затраты невелики.
В 97% случаев суд удовлетворит исковые требования (при условии правильного составления искового заявления, обоснования своих требований и приложения всех необходимых документов).
Нравится статья? Жми {nice1}
Комментарии