БССР в составе СССР

BSSR v SSSRПроблема взаимоотношений советских республик в 1922 году систематически обсуждалась на всех партийных и советских съездах. В августе 1922 года ЦК РПБ(б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейшем взаимоотношении республик. Подготовленный И.В. Сталиным так называемый проект «автономизации» был подвергнут резкой критике, особенно со стороны В.И. Ленина. В связи с этим был принят новый проект образования СССР, на основе которого республики должны были войти в новый союз на основе принципов свободного волеизъявления и равенства.

26 декабря 1922 года делегаты от Белорусской ССР во главе с Председателем ВЦИК и СНК БССР А.Г. Червяковым прибыли в Москву и включились в работу X Всероссийского съезда Советов. Выступая на съезде, А.Г. Червяков заявил: «Трудящиеся республики будут гордиться тем, что они являются одним из первых отрядов, которые вступают в создаваемый СССР. Они гордятся тем, что заложили один из первых кирпичей в это строительство, которое хавершает пятилетнюю борьбу трудящихся».

V Всебелорусский съезд Советов одобрил проект общесоюзной Конституции. 31 января 1924 года на II Всесоюзном съезде Советов была утверждена первая Конституция СССР. В соответствии с общесоюзной Конституцией Белорусская ССР, как и другие советские республики, передала часть своих полномочий СССР. В отношении разграничения компетенции СССР и союзных республик говорилось, что «суверенитет союзных республик ограничен в пределах, указанных Конституцией СССР. Вне этих пределов республики осуществляют власть самостоятельно».

3 марта 1924 года ВЦИК РСФСР принял постановление об укрупнении БССР и передаче ей ряда уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, в том числе Витебский, Полоцкий, Калининский (центр – Калинковичи), Могилевский. VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов (март 1924 года) законодательно оформил этот акт, подчеркнув, что укрупнение республики является лучшим доказательством братского решения самых сложных вопросов совместной жизни республик, входящих в состав СССР. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек.  

В декабре 1926 года произошло второе укрупнение БССР. В ее состав вошли Гомельский и Речицкий уезды, составляющие более 15 тысяч квадратных километров с населением около 650 тысяч человек. В обоих случаях это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры.

Политика национального государственного строительства началась с момента восстановления БССР в 1920 году. О ней можно говорить в двух контекстах: в широком смысле – как национальной политике в целом и в узком – как идее национально-культурного возрождения. На II съезде Советов БССР была подчеркнута необходимость широкого распространения белорусского языка. В 1921 году Наркомат земледелия БССР, а затем наркоматы просвещения и иностранных дел приступили к переводу делопроизводства на белорусский язык. Предполагалось провести белорусизацию в течение 3-5 лет.

Существенный вклад в политику белорусизации внес открытый в 1921 году Белорусский государственный университет, а также образованный в 1922 году Институт белорусской культуры.

Результат процесса белорусизации сказался уже в 1925 году. На белорусском языке работал весь аппарат ЦИК БССР. К 1928 году 80 % работников центральных государственных учреждений перешли на белорусский язык.

В этот же период проводится политика коренизации, то есть выдвижение на работу в различные органы представителей коренного населения. В 1929 году удельный вес белорусов в административных учреждениях республики составил 51,3 %, в хозяйственных – 30,8 %, в судебных – 26,3 % и в земельных – 59,5 %. Таким образом, к концу 20-х годов белорусизация достигла значительных успехов и получила обширную поддержку белорусского народа и помогла ему ощутить себя нацией.

Успехи возрождения белорусской нации особенно были заметны на фоне антибелорусской политики польских властей в Западной Беларуси. Однако установившаяся в конце 20-х годов в стране государственно-административная система ликвидировала те наработки, которые были достигнуты в ходе выполнения политики национально-государственного строительства. В БССР разворачивается широкая компания по уничтожению политики белорусизации. Создается миф о существовании широкой сети контрреволюционных националистических организаций, выступающих против советской власти. По данным ОГПУ, враждебные организации будто бы существовали во всех отраслях народного хозяйства, учреждениях науки, литературы, искусства, в том числе и в высших учебных заведениях.

Борьба с белорусизацией привела к тому, что в предвоенный период пришлось принимать обратные меры.

Вхождение республики в состав Союза, ее территориальное расширение, опыт национально-государственного и социалистического строительства, накопленный за 30 лет Советской власти, были закреплены в Конституции БССР, принятой на VIII Всебелорусском съезде Советов 11 апреля 1927 гогда. Статья 2-я Конституции гласила, что БССР является «Советским государством диктатуры пролетариата» и вошла в Союз на добровольных началах и «братского сожительства наций». В других статьях определялись суверенные права БССР в составе СССР.

Через год после принятия Конституции СССР 1936 года принимается новая Конституция БССР. Основной причиной принятия Конституции СССР было то, что в Советском Союзе по мнению высшего руководства государства, были уже «построены основы социализма и ликвидированы эксплуататорские классы». Принятием новой Конституции Союза ССР руководство страны стремилось продемонстрировать всему миру успехи и преимущества социалистического образа жизни.

В ноябре 1936 года XI Чрезвычайный съезд Советов одобрил проект Конституции СССР и создал комиссию по подготовке проекта новой Конституции БССР. На основе подготовленного проекта 19 февраля 1937 года Съезд Советов БССР принял новую Конституцию БССР, которая состояла из 11 разделов, 122 статей.

Как и требовала общесоюзная Конституция, новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 года. Законы СССР были обязательны на территории республики, каждый гражданин БССР являлся и гражданином СССР. В Конституции говорилось о добровольном объединении БССР на равных правах с другими союзными республиками в Союзе СССР, хотя суверенитет Республики был значительно ограничен. Все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР.

В Конституции провозглашалось, что вся власть Белорусской ССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Новое наименование советов должно было подчеркнуть демократизм советской власти, ее народный характер.

Многие положения Конституции только декларировались, но не соответствовали реалиям жизни государства. Так, например, провозглашались политические права и свободы граждан республики: свобода слова, печати, собраний и митингов. В конституционный ранг возводился принцип неприкосновенности личности. Эти прогрессивные конституционные положения были закреплены в то время, когда в стране проходили массовые репрессии. В Конституции объявлялся принцип народовластия и подчеркивалось, что государственная власть не противостоит, а принадлежит народу, политически организованному в Советы.

Экономическая жизнь республики направлялась и определялась государственным и народнохозяйственным планом, который координировался СССР. Труд в республике объявлялся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина с провозглашением принципа социализма: «Не трудящийся, да не ест» и «От каждого по его способностям, каждому – по его труду».

23 августа 1939 года правительство СССР заключило договор с Германией, подписав пакт о ненападении, дополненный секретными протоколами, разделявшими сферы внимания Германии и Советского Союза (пакт Молотого-Риббентропа). 1 сентября 1939 года Германия начала войну против Польши. 17 сентября Красная Армия перешла границу СССР и вступила на территорию Западной Беларуси и Западной Украины. В течение 10 дней вся территория Западной Беларуси была занята Красной Армией.

В принятых 28 октября 1939 года Народным собранием декларациях юридически были закреплены новые принципы государственной власти. В декларации о государственной власти провозглашалось: «Белорусское Народное собрание как единственный и полноправный орган, отражающий волю народов Западной Беларуси… провозглашает на всей территории Западной Беларуси установление советской власти. Отныне вся власть на территории Западной Беларуси принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся». Этим актом законодательно оформлялось установление системы власти Западной Беларуси.

Вторая декларация объявляла о стремлении Западной Беларуси войти в состав БССР и «воссоединить белорусский народ в едином государстве».

Декларация Народного (Национального) собрания и ходатайство полномочной комиссии, избранной Национальным собранием, стали правовой основой для принятия 2 ноября 1939 года Верховным Советом СССР постановления «О включении Западной Беларуси в состав Союза ССР с воссоединением с Белорусской ССР». 14 ноября Верховный Совет БССР постановил принять Западную Беларусь в состав БССР и «воссоединить тем самым белорусский народ в едином белорусском государстве».

С объединением белорусских земель в едином государстве в Западной Беларуси было распространено действие всего законодательства СССР и БССР.

22 июля 1941 года начался новый трагичный период в истории белорусского народа. Беларусь одна из первых приняла на себя удар мощной гитлеровской армии, силой которой фашисты надеялись молниеносно разбить Красную Армию, уничтожить Советский Союз и тем самым осуществить идею установления мирового господства.

25 июня 1941 года в ситуации, когда фашистские войска приближались к Минску, Президиум Верховного Совета БССР переехал в Могилев, а затем в Гомель. После оккупации всей территории Беларуси он эвакуировался в район города Орла, а затем в Москву. В условиях эвакуации Президиум Верховного Совета Беларуси продолжал выполнять функции высшего органа государственной власти БССР. В июне 1942 года истек срок полномочий Верховного Совета БССР первого созыва. Учитывая военную обстановку его полномочия были продлены на период войны и сохранялись до 1945 года.

После начала освобождения территории Беларуси с осени 1943 года центральные органы государственной власти БССР постепенно были переведены непосредственно в республику.

За время оккупации республики народному хозяйству был причинен огромный ущерб. Органом власти и управления на местах необходимо было принимать срочные меры по возрождению сельского хозяйства и промышленности.

В первые послевоенные годы изменения в законодательстве осуществлялись в основном законодательными органами СССР.

Гражданское законодательство военного времени, прежде всего, было направлено на обеспечение регулирования имущественных отношений в интересах победы над врагом, в послевоенный период – на восстановление хозяйства, усиление охраны прав предприятий и учреждений, организаций и граждан.

Основная задача уголовного законодательства военного периода заключалась в охране установленного порядка, повышении воинской и трудовой дисциплины. Были приняты законы, направленные на введение либо повышение уголовной ответственности по широкому кругу правонарушений. После завершения войны действия чрезвычайных уголовных законов военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1945 года было отменено. Действие законов военного времени в Западной Беларуси сохранялось до 4 июля 1946 года.

Международная деятельность Белорусской ССР начинается с принятия Верховным Советом СССР 1 февраля 1944 года Закона «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский». Закон закрепил право союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими представителями. В связи с этим Верховный Совет БССР 24 марта 1944 года принял Закон «Об образовании Народного комиссариата иностранных дел», внеся ряд соответствующих дополнений в Конституцию БССР 1937 года. Вновь образованный Наркомат развернул активную деятельность в сфере межгосударственных отношений БССР, подтверждением тому являлось участие БССР вместе с 50 государствами в создании Организации Объединенных Наций и в разработке ее Устава. Вопрос об участии всех советских республик в ООН был поставлен делегацией СССР осенью 1944 года на переговорах в Думбартон-Оксе, однако только на японской конференции в феврале 1945 года было достигнуто соглашение о представительстве двух из 16 советских республик в ООН. Сразу же после открытия конференции ООН 26 апреля советская делегация поставила вопрос о включении Белорусской и Украинской республик в состав ООН, мотивируя это тем, что они обладают суверенными правами, «каждая из них выставила по миллиону бойцов в Красную Армию», и что на эти республики обрушился первый удар фашизма. Решение о включении УССР и БССР в число полноправных членов ООН было принято единогласно.

Участие БССР в работе ООН положило начало новому этапу внешнеполитической деятельности республики, которая протекала в соответствии с нормами международного права и осуществлялась в различных международных формах. Республика имела свои представительства, вела значительную дипломатическую переписку, участвовала в работе различных международных конференций, состояла во многих межправительственных организаций, имела большую договорную политику, оказывала различную помощь развивающимся странам.

С течением времени установились постоянные контакты правительства Белорусской ССР с иностранными государствами и международными межправительственными организациями.

В послевоенный период получили дальнейшее развитие международные формы внешнеэкономической деятельности БССР, в том числе республика вступила в непосредственные переговоры с иностранными государствами.

В 50-80-е года формы внешнеполитической деятельности БССР получили дальнейшее развитие. Белорусская ССР имела своих постоянных представителей при штаб-квартирах некоторых международных организаций. Постоянное Представительство БССР при ООН защищало внешнеполитические интересы республик в различных органах ООН, вступало в деловые контакты с представителями других государств при ООН. БССР имело постоянного представителя при европейском отделении ООН и других организациях в Женеве, при ЮНЕСКО в Париже.

Дипломатические отношения БССР с иностранными государствами осуществлялись с помощью посольств и миссий Союза ССР в зарубежных странах, хотя Конституции БССР и СССР не содержали каких-либо положений, препятствовающих развитию непосредственных дипломатических отношений БССР с иностранными государствами.

Вместе с СССР и УССР Белорусская ССР участвовала в работе дипломатической конференции по защите жертв войны, проходившей в Женеве в 1949 году, на которой были выработаны конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны и другое.

В 1954 году представители БССР участвовали в работе Гаагской конференции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, в 1958 и 1960 годах – в Женевской и в 1960 году – в Брюссельской конференциях по морскому праву, в 1961 году – в Венской конференции по кодификации важнейших норм дипломатического права, в 1963 году – в Венской конференции по консульским сношениям и иммунитетам, в 1970 году – в Гааге, в 1971 году – в Монреале, в 1973 году – в Риме в конференциях по  воздушному праву, в 1963 году – в Женеве в конференции по дорожному движению, в 1968-1969 годах – в Вене в конференции по праву международных договоров  и так далее.

Довольно обширной была договорная практика БССР. Заключенные республикой договоры с нормативным содержанием охватывали самые различные стороны международной жизни. Некоторые из них: Статут международного Суда; Конвенция о политических правах женщин (1953 года); Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 год); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 год); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 марта 1968 года; Конвенция о неприменении сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1969 год) и так далее.

Белорусская ССР придерживалась во всех вопросах так называемой «согласованной линии социализма». БССР совместно с СССР и УССР придерживались единого внешнеполитического курса. Но несмотря на небольшую степень самостоятельности проводимой внешней политики, белорусское государство последовательно укрепляло свой государственный суверенитет и международное положение.

7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята последняя общесоюзная Конституция, основной причиной разработки которой объявлялось построение в СССР развитого социализма. В союзных республиках началась разработка соответствующих проектов собственных конституций.

Работы у авторов Конституции БССР было немного. Главным их продутом стала обширная Преамбула, где в заключительном абзаце говорилось, что народ в Белорусской Советской Социалистической Республике… сохраняя преемственность конституционного развития нашей страны, идей и принципов Конституции Белорусской ССР 1919 года, Белорусской ССР 1927 года, Белорусской ССР 1937 года и в соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик, закрепившей основы общественного строя и политики СССР, установившей права и обязанности граждан, принцип организации и цели Социалистического общенародного государства, принимает и провозглашает настоящую Конституцию. Все остальное практически соответствовало текстам Конституции СССР. Естественно там не было союзных органов, вместо «СССР» стояли слова «БССР».

14 апреля 1978 года на внеочередной девятой сессии Верховного Совета БССР девятого созыва новая Конституция была принята и введена в действие.

Преамбула, которая впервые была включена в Конституцию БССР, содержала положение, не соответствующее исторической действительности. В ней говорилось, что белорусы «с помощью русского пролетариата впервые в истории обрели свою государственность, образовав БССР».

Конституция провозглашала, что БССР является суверенным социалистическим государством, которая самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.

Как и в предыдущей Конституции, имелся раздел, посвященный государственной символике – гербу, флагу, гимну Белорусской ССР.

Подводя итог, хочется выделить главные моменты этого периода. Огромную роль для Беларуси сыграло постановление об укрупнении БССР, которое приял 3 марта 1924 года ВЦИК РСФСР. А также произошедшее в декабре 1926 года второе укрупнение БССР. Включение Западной Беларуси в состав БССР и воссоединение белорусского народа имело исключительное значение для дальнейшего развития белорусской государственности и самоопределения белорусского народа.

Отдельно хочется отметить политику белорусизации. Огромный вклад в которую внес открытый в 1921 году Белорусский государственный университет, а также образованный в 1922 году Институт белорусской культуры.

 Проводилась неимоверно важная для существования собственного независимого государства, на мой взгляд, политика коренизации.

С течением времени установились постоянные контакты правительства Белорусской ССР с иностранными государствами и международными межправительственными организациями.

Нравится статья? Жми {nice1}

Комментарии  

 
-24 #1 Эдуард 19.04.2013 09:23
Гомель всегда был, есть и будет российским городом и никогда не будет белорусским, передали в состав БССР вонючие жиды, примазавшиеся к правительству СССР, проводившие в те времена вредительские действия по отношению к России. Я русский по национальности и никакой не белорус и я за возвращение всех русских земель, не только Гомеля, которые были украдены в те времена. А в теперешней России стоит во главе жидовская банда Менделя-Шаломов а, которая не то что не хочет укрупнить Россию, но и разрушает её. Иначе достаточно было перекрыть газовые вентили и Белоруссия сама бы вернула России все русские земли.
 
 
+6 #2 Екатерина 04.07.2013 12:00
[вырезано цензурой], вали жить тогда в свою Россию- матушку
 
 
+5 #3 Историк 13.07.2013 21:20
Эдуард - Вы историю только по учебнику учили? Даже там написано обратное!

А если уж Вы почитали какие-либо архивные документы - то противоположную точку зрения имели бы.

Даже обратившись к азам истории заметим любопытный факт многократного деления Беларуси (в любых ее проявлениях и названиях).

До Вашей хваленой России - на территории РБ не было никаких русских! Были невры! Это исторический факт.

А уж как и запад и Русичи (после чего сложно, даже с профессионально й точки зрения называть их братьями)делили земли действующей РБ - то о каком Гомеле вы говорите?!
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лучший курс

Последние комментарии

Дополнительно

Наши Партнеры

Предложения

Полезные статьи

Партнеры проекта

lulfPGoSWcss6qu7U0