Древние государства на территории Беларуси

drevnie gosudarstvaВ работах древних ученых отмечается высокая степень организации жизни наших предков. Так, византийские историки в VI веке писали о том, что в общественной организации восточных славян имеется несколько групп, руководимых племенной знатью во главе с одним человеком, что живут они в народоправстве и их нельзя склонить к рабству или подчинениям.

Источником сведений о форме древних городов-государств, их функционировании и развитии в целом, являются дошедшие до нашего времени летописи, хроники и другие письменные источники: «Повесть временных лет», Ипатьевская, Лаврентьевская, Супрасльская летописи, «Кроника литовская и Жмойтская», Хроника Быховца и другие. При описании событий XI-XII веков в них упоминается свыше 35 городов, которые являлись торгово-ремесленными, военными, административными, культурными центрами, что свидетельствует об интенсивном их развитии. Так, каждый крупный город с прилегающими сельскохозяйственными землями представлял собой самостоятельное государство. На территории древней Беларуси таких небольших государств-княжеств было несколько десятков. Наиболее крупными среди них были: Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское, Брестское, Минское, Новогородское, Слуцкое.

В IX веке начался процесс объединения мелких княжеств в более крупные государства, продолжавшийся до XI века. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское, в зависимости от которых находились многие небольшие княжества.  

 

Начинается более или менее известная историческая жизнь IX века на средней части великого водного пути «из Варяг в Греки». Этот путь есть путь культуры и торговли тех времен. Сильнейшим княжеством среди наших племен (крывичей, дриговичей и радимичей) было Полоцкое.

Полоцкое княжество было первым государством, которое сформировалось на белорусских землях. Большая роль в его образовании принадлежала географическому, этническому и социально-экономическому фактору. Впервые Полоцк упоминается источниками под 862 годом. Во второй половине X века летописи упоминают первого полоцкого князя Рогволода, который пришел из-за морей, «трымау, валадарыу i княжыу Полацкую зямлю».

Определение, которое дали летописцы полоцкому князю, свидетельствует о завершении первого этапа в установлении полоцкого государства: появление границ, утверждение политической системы, упорядочение внутренних управленческих отношений.

Историческим ядром Полоцкого государства было племенное княжение кривичей-полочан. Центром княжества был Полоцк, основанный задолго до прихода варяг. Полоцкое княжество имело сильное войско и развитые торговые связи. Полоцк находился на торговом пути «из варяг в греки». Также существуют неоднократные упоминания о мирных договорах князей полоцких с Киевским князем Ярославом Мудрым.

Появление первых исторических особ (неоднократное упоминание в различных летописях о князе Рогволоде) – факт исключительно важного значения в процессе становления народа. С ним народ как бы выходит из тени своей предыстории на путь настоящей истории, освещенной известными именами и событиями.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что Полоцкое княжество в IX-XIII веках было крупным европейским государством.

О Туровском княжестве упоминания встречаются реже. Его основу составила территория союза дреговичей. Первое упоминание о нем относится к 980 году.

Туровское княжество образовалось в пределах расселения дреговичей – в южной Беларуси, бассейне реки Припять. Столица княжества – Туров. Первое упоминание и события 988 года, когда были обозначены границы Туровской земли, свидетельствуют о том, что Туровщина с самого начала развивалась как самостоятельная государственная единица с наличием всех соответствующих институтов.

В середине XII века южнорусские князья вели долгую борьбу за владение Киевом. Вместе с Киевом из рук в руки переходил и Туров – то к суздальским, то к волынским князьям. Но в 50-е годы XII века на туровском троне оказался князь Юрий Ярославович, который вернул землю во владение династии  Изяславовичей. С этим не хотели мириться киевские князья. Объединившись в 1158 году, они организовали поход на Туров. Но 10-дневная осада города не принесла успехов. Также было отбито нападение на Туров волынских князей в 1160 году. Осада длилась 3 недели. Так, через тяжкую борьбу Туровское княжество возобновило свою самостоятельность и независимость.

Социально-политические, культурные и экономические отношения, связывающие различные княжества, расположенные на территории Беларуси, стали причиной становления и развития белорусской народности и государственности.

  В IX-XII веках основная масса белорусских государств-княжеств по форме правления были ограниченными монархиями, так как власть переходила по наследству, но не была безграничной. Так, система органов государственной власти в государствах-княжествах на территории древней Беларуси представляла собой совокупность трех основных институтов: князь, совет (рада) и вече (сойм).

Князь являлся главой государств и главным должностным лицом во всей системе управления, ему предоставлялось право решать все текущие вопросы государственного управления, осуществлять правосудие, представлять княжество во внешних отношениях. В распоряжении князя имелась небольшая дружина, состоящая зачастую из наемников-иностранцев.

Ученый-историк В.М. Игнатовский считает, что законодательная власть принадлежала вече, которое собиралось в главнейшем городе волости княжества. Вече приглашало князя, а когда князь нарушал поставленные ему условия, оно «показывало князю путь», иначе говоря отнимало у князя власть. Также вече выдавало различные постановления для населения волости, назначало служащих на должности. Также вече объявляло войны и договаривалось о союзах с соседями. Из всех волостей наисильнейшим было вече в Полоцке. Тут оно существовало с незапамятных времен и вело свою законодательную деятельность до конца XV века (1498 года), когда городу было даровано Магдебургское право [Игнотовский, с. 35-36].

Существовали и органы центрального управления, функции которых выполняли отдельные должностные лица: посадник, тысяцкий, ключник, подвойский, тивун, мытники и другие. Однако количество и название должностных лиц в разных княжествах несколько отличались.

Активное участие во всей политической жизни государства и общества принимало духовенство, которое также занималось вопросами образования, опекой над нищими и больными.

«Повесть временных лет» указывает на то, что княжества «имели свои обычаи, и законы предков своих, и заповеди». Огромное влияние на идеологическую основу жизни княжества оказывала языческая религия. Часто путем различных предсказаний и гаданий жрецы навязывали свою волю вечевым собраниям и отдельным должностным лицам.

Однако постепенно право становится все более традиционным социальным регулятором, к которому все чаще начинают прибегать как должностные лица, так и население.

В древних белорусских княжествах действовала система неписаных правил поведения людей – обычное право, которое складывалось и развивалось по мере возникновения государственных органов. Оно определяло форму власти, порядок вступления на княжеский престол, компетенцию высших должностных лиц государства, местных органов власти, судов (копных и других), устанавливало права и обязанности различных слоев населения.

В древних государствах характерной чертой обычного права была идея равноправия свободных граждан  и полного бесправия рабов (холопов, челяди невольной).

Характерной особенностью обычного права являлась его разобщенность, то есть в каждом государстве-княжестве действовало свое обычное право.

Постепенно стало появляться писаное право, которое не отменяло обычаев, а только дополняло их, а также и систематизировало, придавая им общегосударственный характер.

Только в период проведения первой общей кодификации законодательства ВКЛ применение обычного права ограничивается (Статут 1529 года), а во время подготовки второго свода законов и вовсе запрещается (Статут 1566 года).

До наших времен  сохранилась лишь незначительная часть исторических памятников права. Самыми древними из них являются дошедшие до нас договоры, касающиеся отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами. Из этих грамот и договоров видно, что в XIII-XV веках существовали устойчивые торговые и дипломатические связи между белорусскими и немецкими государствами и купцами, основанные на равноправных отношениях. Договор 1229 года, который был заключен между Смоленским, Витебским и Полоцкими княжествами, с одной стороны, и Ригой и Годским берегом –  с другой стороны, позволяет говорить о дипломатических отношениях между западными и восточно-европейскими народами. В этом договоре предусматривалось утверждение мирных отношений, определялся объем ответственности за уголовные преступления, порядок и очередность взыскания долга купцами, порядок судопроизводства и другое. Таким образом, он включал нормы различных отраслей законодательства. Даже находясь в составе ВКЛ, полоцкий князь иногда самостоятельно заключал подобные договора (например, договор 1309 года о мирных отношениях с Ригой).

Все это свидетельствует о переходе на качественно новый этап развития белорусской государственности.  Существенное развитие получили органы государственного управления. Наряду с обычным правом стали использоваться писаные нормы права. Особенно я хотел бы отметить многосторонние договоры (например, договор 1229 года), которые свидетельствуют о признании со стороны других государственных образований. Важную роль сыграло появление первой исторической особы – князя Рогволода. Хотя белорусский историк Микола Ермолович считает, что были и другие князья до Рогволода. Свое мнение он подтверждает летописью, датированной 907 годом про города, среди которых был и Полоцк. Там говорится, что в них «седяху велиции князьи под Ольгом сущи».

Нравится статья? Жми {nice1}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительно