Историко-правовой анализ становления и развития белорусской государственности

Istoria pravaПройденное народом – это не груз, который утяжеляет дальнейший путь и который поэтому можно сбросить с себя. Исторический опыт – это одна из тех необходимых для народа ноша, из которой он берет нужные для движения вперед жизненные ресурсы. Со своего прошлого народ черпает собственные примеры как того, что наставляет, так и того, что остерегает от повторения сделанных ошибок. Все это хорошо знали различного рода завоеватели, и поэтому, подчинив своей власти другой город и стремясь навсегда задушить его стремление к воле, они уничтожали его память, разрушая все то, что напоминало его прошлое.  

История белорусского народа намного старше его названия. Термин «Беларусь» в его современном этнографическом, географическом и государственно-политическом значении начал употребляться сравнительно недавно. Окончательное признание и укрепление этого термина произошло только после Великой Октябрьской социалистической революции и создания БССР. Поэтому чтобы правильно понять историю белорусского народа, необходимо проследить все предыдущие имена, которые носил наш народ на протяжении своей многовековой истории.

Практически до конца 80-х – начала 90-х годов официально утверждалось, что Беларусь до 1919 года не имела своей государственности и всегда жила под гнетом чужеземцев. Так, авторы истории государства и права БССР, изданной в 1970 году, указывали: «Белорусский народ до победы Великой Октябрьской социалистической революции не имел своей национальной государственности». В Конституции БССР 1978 года утверждалось, что рабочие и крестьяне Белоруссии впервые обрели свою государственность с образованием БССР.

Зарождение предпосылок белорусской государственности сделало первый свой вдох с того самого момента, когда отдельные общины и племена объединяются в более крупные образования – союзы племен. Главной причиной такого объединения являлись стремление к занятию большей территории и оборона от соседей. На первый план общества выдвигаются лица, связанные с ведением военных действий. Эти военные вожди постепенно концентрируют в своих руках не только военные полномочия, но и административную и судебную власть.

В I тысячелетии нашей эры у восточных славян правила поведения людей определяла установившаяся система общепризнанных древних обычаев. Со временем многие древние обычаи стали приобретать обязательный характер и санкционировались государством, постепенно становясь нормами обычного права (порядок заключения брака, получения наследства и так далее). Древние обычаи были первым источником обычного права, которое представляло собой систему правовых норм, возникших непосредственно из общественных отношений и санкционированных государством.

В этот период можно говорить лишь о зарождении предпосылок возникновения белорусской государственности.

В IX веке начался процесс объединения мелких княжеств в более крупные государства, продолжавшийся до XI века. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово-Пинское, в зависимости от которых находились многие небольшие княжества.

Представляется, что для образования государства необходимо как минимум три составляющие: наличие собственной территории; постоянно проживающее на территории население; наличие власти и норм права, с помощью которых и происходит узаконивание той самой власти и государственное регулирование. Также для существования государства необходимо международное признание.

В период образования древних княжеств-государств зарождение белорусской государственности переходит на качественно новый этап развития белорусской государственности.  Существенное развитие получили органы государственного управления. Наряду с обычным правом стали использоваться писаные нормы права. Следует  отметить многосторонние договоры (например, договор 1229 года), которые свидетельствуют о признании со стороны других государственных образований, об установлении дипломатических отношений. Важную роль сыграло появление первой исторической особы – князя Рогволода. Хотя белорусский историк Микола Ермолович считает, что были и другие князья до Рогволода. Свое мнение он подтверждает летописью, датированной 907 годом про города, среди которых был и Полоцк. Там говорится, что в них «седяху велиции князьи под Ольгом сущи» [Ермолович, с. 70]

Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: многие авторы сошлись во мнении, что именно Новогрудок отыграл наиболее важную роль в образовании Великого княжества Литовского. Следовательно, Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием.

Также хочется выделить этот период, как серьезный прогресс в области права. Следует отметить такие международные договоры как Кревская и Городельская унии. Это дало продвижение последующему международному сотрудничеству государств. Необходимо также вспомнить о Судебнике казимира 1468 года. Это была первая попытка систематизации прав собственности и иных вещных прав. Обязательно следует отметить Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 годов), которые, включая в себя нормы различных отраслей права, дали мощный толчок развитию права в целом на Беларуси.

Речь Посполитая была союзным государством (конфедерацией до 3 мая 1791 года и федерацией после). Следовательно, Великое княжество Литовское сохраняло свою независимость и обособленность. Это подтверждается статутом 1588 года, по которому Великое княжество Литовское представало самостоятельным государством не только с собственным законодательством, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами.

Следует отметить белорусское участие в создании конституции 1791 года. Но вместе с тем ее нельзя считать первой конституцией, созданной для белорусов. Скорее она была создана для поляков (очевиден ее польский характер). Да и вовсе она не успела стать полноценной конституцией, просуществовав лишь год.

Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории  становления белорусской государственности был одним из тяжелейших. Сильнее чем Российская империя развитие нашей собственной государственности и независимости не тормозил никто в истории.

Особо можно выделить период восстановления государственности и самоопределения Беларуси после долгой спячки в составе Российской империи. Огромное значение имели труды Е. Карского, М. Довнар-Запольского, Е. Романова и других в исследовании этнографии, языка, истории белорусского народа. Также важную роль отыграл источник массовой информации – газета «Наша Нива» и агитационные произведения на белорусском языке Ф. Богушевича.

Несмотря на не располагающие условия, первая попытка образования белорусской государственности имела огромное историческое значение. Объявление независимости Белорусской Народной Республики и деятельность ее Рады оказали влияние на развитие национального самоопределения белорусского народа.

Хочется обратить внимание на ту огромную работу, проделанную в рамках Белорусской Народной Республики, направленную на последующее международное признание нашей страны.

Но противоречивый и сложный процесс восстановления белорусской государственности не завершился созданием государства. БНР не имела признаков, присущих самостоятельному государству.

Юридически белорусская государственность впервые была закреплена именно в период образования БССР, несмотря на фактическую зависимость от РСФСР.

Огромную роль для Беларуси сыграло постановление об укрупнении БССР, которое приял 3 марта 1924 года ВЦИК РСФСР. А также произошедшее в декабре 1926 года второе укрупнение БССР. Включение Западной Беларуси в состав БССР и воссоединение белорусского народа имело исключительное значение для дальнейшего развития белорусской государственности и самоопределения белорусского народа.

Отдельно хочется отметить политику белорусизации. Значительный вклад в которую внес открытый в 1921 году Белорусский государственный университет, а также образованный в 1922 году Институт белорусской культуры.

Проводилась, на наш взгляд, неимоверно важная для существования собственного независимого государства политика коренизации.

С течением времени установились постоянные контакты правительства Белорусской ССР с иностранными государствами и международными межправительственными организациями.

19 сентября 1991 года Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию БССР», в соответствии с которым страна стала называться Республика Беларусь, сокращенно – Беларусь. Представляется – с этого момента и сделала свой первый вдох история современной Республики Беларусь. А после принятия 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь, которая заложила правовой фундамент дальнейшего построения независимого государства и референдума 14 мая 1995 года по вопросу государственной символики, на котором были приняты новые, предложенные Президентом, варианты герба и флага, и вовсе задышала в полную грудь.

Проблеме образования белорусской государственности не было уделено должного внимания, в связи с чем и работ на данную тематику немного, тем более, что в дореволюционный и советский период этим вопросом практически не занимались.

Однако, в следующих разделах вы сможете получить детальную информацию о историко-правовом зарождении и развитии белорусской государственности.  

Нравится статья? Жми {nice1}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лучший курс

Последние комментарии

Дополнительно

Наши Партнеры

Предложения

Полезные статьи

Партнеры проекта

lulfPGoSWcss6qu7U0