В положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь №450 от 01.09.2010, дано следующее определение термину «лицензия» - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного положения осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без получения лицензии запрещается.
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ или услуг, составляющих этот вид деятельности.
По общему правилу лицензия выдается на срок от 5 до 10 лет.
Определение термина «охранная деятельность» содержится в закон «об охранной деятельности в Республике Беларусь №175-3 от 8 ноября 2006 года.
Так, охранная деятельность – деятельность государственных органов и иных организаций по охране физических лиц, охране объектов юридических и физических лиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.
Вышеуказанный закон также содержит перечень ограничений в сфере охранной деятельности. Так, организациям, которым выданы лицензии, а также их работникам при осуществлении охранной деятельности запрещается:
1) Осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;
2) Выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований;
3) Носить форму, не соответствующую требованиям вышеуказанного закона;
4) Обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе;
5) Передавать лицензию другим организациям.
Лицензирование охранной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел.
Лицензию на осуществление охранной деятельности может получить исключительно юридическое лицо.
1) Охрана своих работников;
2) Охрана имущества;
3) Проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны.
Разумеется, государственные органы (такие как: Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитет государственной безопасности и так далее) осуществляют свою деятельность без лицензий.
1) Охраны юридическим лицом принадлежащего ему имущества при условии осуществления исключительно следующих прав и обязанностей:
А) проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;
Б) при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принимать меры по ликвидации указанных нарушений;
В) обеспечивать защиту охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
Г) принимать в пределах своих полномочий меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;
Д) немедленно информировать орган внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принимать меры по сохранению следов правонарушений, не допускать на место происшествия посторонних лиц, обеспечивать охрану места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;
Е) незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
Ж) обеспечивать беспрепятственный доступ на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами;
2) проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охраны индивидуального пользования.
Требования, предъявляемые к соискателю лицензии:
1) наличие на балансе средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
2) наличие в штате не менее 3 специалистов с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших оценку знаний в установленном Министерством внутренних дел порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы.
Соискатель лицензии, намеревающийся осуществлять охрану принадлежащих ему объектов (имущества), также должен обладать правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо иным законным правом владения (пользования) на эти объекты (имущество).
Срок действия лицензии на охранную деятельность составляет 10 лет.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» № 534 от 25.10.2007 года в торговых организациях, имеющих подразделения охраны, допускается досмотр вещей и документов, транспортных средств работниками охраны этих организаций.
Торговые организации вправе осуществлять досмотра только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на охранную деятельность, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - без специальных разрешений (лицензий) на эту деятельность.
Представляется, таким «случаем» и является Указ Президента № 450, в котором установлены случаи, когда охранная деятельность может осуществляться без лицензии.
Также в постановлении Совета Министров №601 от 15 мая 2007 «О некоторых мера по реализации закона «Об охранной деятельности» установлен запрет на проведение досмотра без лицензии на осуществление охранной деятельности, если в соответствии с законодательством организация осуществляет такую деятельность без лицензии.
Данное изменение внесено постановлением Совета Министров № 1910 от 30 декабря 2010года в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 450 от 01.09.2010.
Следовательно, в указанных в Указе № 450 случаях осуществления охранной деятельности без лицензии проведение досмотра вещей является законным.
Случаи, при которых проведение досмотра вещей является законным, не изменились.
Они указаны в пункте 7 постановления № 601 (в данном пункте указаны случаи проведения личного досмотра, однако статья 15 по проведению досмотра вещей отсылает нас именно к пункту 7 данного постановления).
1) при обнаружении работником охраны физического лица в момент совершения противоправного посягательства либо непосредственно после его совершения;
2) при прямом указании очевидцами работнику охраны на физическое лицо, совершившее противоправное посягательство;
3) при нарушении физическим лицом установленного на охраняемом объекте пропускного режима, если это нарушение дает работнику охраны достаточные основания полагать, что у физического лица имеются вещи, указанные в пункте 5 настоящих Правил;
4) при наличии на одежде и (или) вещах физического лица следов совершения противоправного посягательства;
5) при показаниях технических средств и систем, в том числе телевизионных систем видеонаблюдения, систем контроля и управления доступом, противокражных систем, досмотровой рентгенотехники (если ее применение допускается на охраняемых объектах в соответствии с актами законодательства), свидетельствующих о наличии у физического лица вещей.
Нравится статья? Жми {nice1}
Комментарии