Правовой статус белорусских земель в составе Российской империи

rossiyskaia imperiaРечь Посполитая, с которой больше чем два столетия была связана судьба белорусского народа, в результате трех разделов этого государства (1772, 1793 и 1795), осуществленных Россией, Австрией и Пруссией, прекратила свое существование. Белорусские земли с населением около 3 миллионов человек отошли к Российской империи.

Из государства уже разваленного Беларусь попала в государство, которое тоже постепенно разваливалось. Россия болела той же панско-шляхеукой болезнью, от которой умерла Речь Посполитая.

Присоединение Беларуси к Российской империи обусловило значительные изменения в территориальном устройстве и органах управления Беларуси, которые должны были быть переустроены в соответствии с российским законодательством.

В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой  были образованы Могилевская и Псковская губернии.

С 1801 года территория Беларуси составляла пять губерний: Витебскую, Могилевскую, Минскую, Виленскую и Гродненскую. В 1807 году по Тильзитскому договору к России отошел белорусский округ, который был включен в 1843 году в состав Гродненской губернии. Такое деление просуществовало вплоть до 1917 года. Непосредственное управление губернии находилось в руках губернатора, который назначался сенатом с последующим утверждением государем. Губернатор был наделен большими правами и нес ответственность за управление губернией. При губернаторе утверждалось губернское правление, работа которого проходила в форме ежедневных заседаний. При губернском правлении находилась губернская канцелярия.

Каждая губерния делилась на поветы в отличие от остальной части России, где в губерниях выделялись уезды. Впоследствии поветы были переименованы в уезды. В уездах не было органов управления как таковых, а был учрежден полицейский орган – нижний земский суд во главе с земским исправником, исполнявшим чисто полицейские функции.

На территории Беларуси утратило силу Магдебургское право, а на города, которые его имели, распространялись принципы российского городского самоуправления по грамоте дарованной городам 1785 года.

В конце XVIII- первой трети XIX века на территории Беларуси основным источником права являлся статут 1588 года. Как отмечает И.А.Юхо, до 1811 года все государственные учреждения и должностные лица пользовались статутом 1588 года, изданным на польском языке в Вильне в 1786году. В 1811 году в Петербурге был издан  Статут 1588 года на русском и польском языках, и последний раз он издавался на польском языке в Вильно в 1819 году. Однако применение Статута было ограничено, поскольку суды были обязаны в своей деятельности руководствоваться и нормами общеимперского законодательства.

Восстание в Польше, Литве и Беларуси 1830-1831 года привело к резкому изменению политики Российской империи в регионах, присоединенных после разделов Речи Посполитой. Признаки определенной автономии административной, судебной и правовой системы Беларуси были ликвидированы.

В 1831 году отменяется действие Статута 1588 года в Витебской и Могилевской губерниях, а в 1840 году распространено общероссийское законодательство и прекращено действие Статута 1588 года в Виленской, Гродненской и Минской губерниях.

Функционирование и развитие судебной системы Беларуси после присоединения ее территории к Российской империи характеризуется противоречивыми, порой противоположными тенденциями. Однако постепенно система судебных органов в белорусских губерниях сближается с судоустройством Российской империи.

По форме правления Российская империя в середине XIX  века являлась абсолютной монархией. Император был наделен всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Именно он должен был координировать и объединять деятельность всех министров и ведомств, однако государственное управление усложнилось настолько, что он физически был не в состоянии это делать. Так, первым шагом на пути реформирования государственного аппарата, прежде всего органов исполнительной власти, стало создание в 1857 году Совета Министров, в который вошли ведущие министры и руководители самостоятельных ведомств, а также председатели Государственного Совета и Комитета министров.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и утвердил Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Также в этот день все проекты «местных положений», одобренные Государственным Советом, были подписаны Александром II  и получили силу закона.

В Беларуси реформа 1861 года проводилась на основании «Общего положения», двух «местных положений» и дополнительных правил об устройстве крестьян мелкопоместных имений. «Общее положение» декларировало, что крепостное право для помещичьих крестьян и дворовых людей отменяется навсегда. Помещик лишается права распоряжаться крестьянами как своей собственностью, вмешиваться в их личную жизнь и наказывать их. Крестьяне наделялись гражданскими правами. Помещик объявлялся собственником всей принадлежащей ему до реформы земли, часть которой он обязывался выделить крестьянам в постоянное пользование. До заключения выкупной сделки крестьянин должен был находиться в положении временно обязанного и выполнять в пользу помещика определенные повинности.

С 1 марта 1863 года последовало издание указа царя об отмене временнообязанных отношений в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губернии, в четырех уездах Витебской губернии. Спустя восемь месяцев этот указ был распространен на Могилевскую губернию и белорусские уезды Витебской губернии. Для крестьян российских губерний временнообязанное состояние потеряло силу лишь в 1883 году, когда все они были переведены в состояние собственников.

Указ 1863 года сохранял обязательный выкуп крестьянских наделов. Однако выкупные платежи за надельную землю понижались на двадцать процентов от определенных Положениями 19 февраля 1861 года. Крестьянин переходил в разряд крестьян-собственников и должен был вносить выкупные платежи в уездные казначейства.

Продолжением крестьянской реформы 1861 года являлась перестройка в 60-х-70-х годах XIX века земского и городского управления, системы народного просвещения, контроля над деятельностью печати и так далее.

1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которым должны были создаваться земские губернские  и уездные органы местного самоуправления. В Беларуси проведение земской реформы было отложено до начала XX века. Начало земской реформы в Беларуси было положено специальным Положением от 2 апреля 1903 года. В соответствии с ним в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской) были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского хозяйства.

Другой крупной реформой середины XIX  века стала реформа городского управления. В России городская реформа готовилась и проводилась по образцу земской. С 1862 по 1866 года Министерство внутренних дел, кодификационная и местная городские комиссии разрабатывали проект Городового положения, который многократно уточнялся и дополнялся и получил силу закона 16 июля 1870 года. Закон действовал в 509 городах Российской империи, регламентировал компетенцию органов государственного самоуправления. Также определялся городской бюджет, который пополнялся из сборов за владения городской недвижимостью и осуществление коммерческой деятельностью в размере один процент от доходов. В Беларуси проведение данной реформы было отложено на пять лет по политическим соображениям.

Сложившаяся деформированная судебная система России была архаичной, весьма сложной и запутанной. Она имела сугубо сословный характер, так как для каждого сословия (дворян, горожан, крестьян) были свои судебные органы. Ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по «маловажным» делам.

Началом проведения реформы являлось подписание 20 ноября 1864 года Александром II  четырех законов: 1. Учреждение судебных установлений; 2. Устав уголовного судопроизводства; 3. Устав гражданского судопроизводства; 4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

«Учреждение» провозгласило отделение судебной власти от законодательной и исполнительной. Регламентировалось создание всесословных судебных органов и создание суда присяжных. Провозглашались принципы равенства всех перед судом и законом, выборности мировых судей и присяжных заседателей, прокурорского надзора за законностью судопроизводства и другие демократические принципы. Впервые в России учреждался институт адвокатуры.

Крайне медленно, с существенными ограничениями и изъятиями проводилась судебная реформа в Беларуси. Это было обусловлено политикой центральной власти, опасающейся растущего национального движения. Мировые суды на территории Беларуси начали образовываться в 1871 году. Окружные суды, судебные палаты и институт присяжных поверенных начали образовываться только в 1882 году.

Вывод хочу начать словами белорусского ученого-историка В.М. Игнатовского, который обращает внимание на то, что кроме экономического давления рабочие массы Беларуси пережили и национальное давление».  Продолжу словами В.А. Сосны, который отмечает, что, несмотря на лояльное отношение царизма к правящему сословью в Беларуси, у шляхты все же  оставались причины для недовольства новой властью, в первую очередь из-за утраты собственной государственности, память о которой передавалась от поколения поколению, являясь следствием антироссийских заговоров и восстаний. Из этого смело можно сделать вывод, что ни «низы» ни «верхи» небыли довольны уничтожением государственности Беларуси и текущим положением в Российской империи. На мой взгляд, этот период истории в становлении белорусской государственности был одним из тяжелейших. Сильнее чем Российская империя развитие нашей собственной государственности и независимости не тормозил никто в истории. Вместе с тем Российской империи удалость достичь своей цели – не только затормозить, но и вовсе буквально остановить развитие экономики и права на территории Беларуси. Положение белорусского крестьянина было плачевным. Тургенев пишет в своих записях: «Одно из самых возмутительных злоупотреблений замечается в белорусских провинциях, где крестьяне так несчастны, что вызывали сострадания даже русских крепостных».

Нравится статья? Жми {nice1}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Лучший курс

Последние комментарии

Дополнительно

Наши Партнеры

Предложения

Полезные статьи

Партнеры проекта

lulfPGoSWcss6qu7U0