В первую очередь отправимся к самым истокам реки истории Беларуси – выясним, каким было первое упомянутое в письменных источниках население территории нашего современного государства. Ибо, представляется, именно оно и положило первый кирпичик в фундамент белорусской государственности.
Так вот, первое упоминание о населении, что проживало на территории современной Беларуси, встречается у греческого историка Геродота, который жил в V столетии до нашей эры. Геродот, рассказывавший о военном походе персидского царя Дария на Скифию в 513 году до нашей эры, дает ряд интересных описаний северных соседей скифов – невров, которые жили на территории современной Беларуси. Когда скифы попросили помощи у своих соседей, потому что сами не могли противостоять 700-тысячной армии Дария, то цари этих народов, в том числе и невров, дали такой ответ: «Если бы вы первые не обидели персов и не начинали с ними войны, то теперешнюю просьбу вашу и теперешние ваши переговоры мы бы посчитали правильными… Что касается нас, то ни тогда мы не обижали этого народа, и теперь не будем. Вот если бы персидский царь ворвался и в наши земли и первый обидел бы нас, мы бы тоже не остались в стороне». С этой записи Геродотом можно сделать два важных вывода про историю невров.
Во-первых, невров было довольно много и были они сильны, чтобы на их поддержку могли ра
ссчитывать скифы, или, отказав скифам в помощи, не бояться их мести. Во-вторых, невры были не дикие, а имели хорошую политическую организацию, во главе которой, по источникам Геродота, стояли цари или другие лица, которые имели право выступать в международных делах от имени всего народа. Про наличие политической организации у невров свидетельствует запись Геродота: «У невров нравы скифские». Это значит, что у невров обычаи, права и политический строй такие же, как и у скифов. В Скифии до этого времени уже сложилось рабовладельческое государство. Эта мысль подчеркивается характеристикой, которую античный историк дал андрофагам, которых он считал дикими. Про них он писал, что нравы у них самые дикие, они не знают никаких законов. Значит, у тех народов, которых Геродот не относил к диким, уже были законы.
Название «невры» было известно древнеримским историкам и географам. Так, Пампоний Мела (первое столетие нашей эры) отметил, что Днестр «берет начало в земле невров». Гай Плиний Секунд (первое столетие нашей эры) размещал невров в верховье Днепра: «Невры, от которых вытекает Борисфен». Около Днепра жили невры по мнению Мартина Капеллы (пятое столетие нашей эры), который писал: «Невры, около которых Борисфен».
Название «невры» известно и нашим летописцам, у которых они называются нарцами.
В «Повести временных лет» есть такая запись: «Нарцы, еже суть славяне».
Славяне в древности были известны не только как невры, но и, в частности, как скифы. Это название было не этнографическое, потому что так называли все народы, которые жили от Дуная и Днестра до Волги и Урала. Впервые название «славяне» в письменных источниках встречается в начале VI века и относится оно до южных славян.
Зарождение предпосылок белорусской государственности сделало первый свой вдох с того самого момента, когда отдельные общины и племена объединяются в более крупные образования – союзы племен. Главной причиной такого объединения являлись стремление к занятию большей территории и оборона от соседей. На первый план общества выдвигаются лица, связанные с ведением военных действий. Эти военные вожди постепенно концентрируют в своих руках не только военные полномочия, но и административную и судебную власть. В это время основной военной силой являлись ополчения всех свободных мужчин-общинников. Однако вокруг вождей складывается прослойка профессиональных воинов – дружина вождя. Когда военный вождь становится во главе племени, дружина приобретает роль его личной охраны и, кроме того, участвует в управлении. На основе власти вождя формируются первые государственные институты.
В I тысячелетии нашей эры у восточных славян правила поведения людей определяла установившаяся система общепризнанных древних обычаев. Со временем многие древние обычаи стали приобретать обязательный характер и санкционировались государством, постепенно становясь нормами обычного права (порядок заключения брака, получения наследства и так далее). Древние обычаи были первым источником обычного права, которое представляло собой систему правовых норм, возникших непосредственно из общественных отношений и санкционированных государством.
Обычным правом в древности регулировались все правоотношения: права и обязанности классов, сословий и социальных групп, структура и компетенция органов государственной власти и управление, гражданские, брачно-семейные, земельные, уголовные, судебно-процессуальные и другие правоотношения. В Беларуси обычное право было господствующим до XV – начала XVI веков.
Таблица 1 – Причины и предпосылки возникновения государственности в Беларуси
Причины и предпосылки возникновения государственности в Беларуси |
Экономические |
Социальные |
Политические |
1. Изготовление и использование железных орудий труда. 2. Обособление земледелия о животноводства. 3. Развитие ремесла и торговли, появление внутреннего, а потом и внешнего рынка. |
1. Появление в обществе социального неравенства (людей богатых и бедных, свободных и рабов). 2. Появление и выделение родовой знати и оформление ее в орган власти. |
1. Появление противоречий между разными социальными группами. 2. Необходимость обороны территории и населения от внешнего вмешательства. 3. Расширение территории с целью безопасности и улучшения условий жизни. |
Данная таблица, наиболее точно указывает главные причины возникновения государственности. Представляется, что наиболее важную роль в зарождении белорусской государственности сыграли социальные причины. Следует выделить еще одну немаловажную социальную причину – стремление одних навязывать свою волю другим. Именно такие люди и использовали все возможные средства, порой и не материальные, для достижения этой цели. Ведь далеко не каждый торговец, имевший в разы больше средств, чем простолюдин, рвался к власти.
Считаем, что для образования государства необходимо как минимум три составляющие: наличие собственной территории; постоянно проживающее на территории население; наличие власти и норм права, с помощью которых и происходит узаконивание той самой власти и государственное регулирование.
Итак, что мы имеем? Из указанного выше видим наличие территории, постоянно проживающего на ней народа и обычаев, постепенно приобретающих обязательный характер. Также видим и наличие власти в лице вождя, осуществляющего исполнительную и судебную власть. Но едва ли вождя можно сравнить с развитой и разветвленной системой государственной власти, а обычное право – с охватывающими разнообразные сферы кодифицированными законами и ратифицированными международными договорами. Также для существования государства необходимо международное признание. Пока же признавали скорее существование народа на данной территории.
Из этого можно сделать вывод лишь о зарождении предпосылок возникновения белорусской государственности.
Нравится статья? Жми {nice1}